Источник MIXNEWS
-В последнее время Даугавпилс постоянно привлекал внимание всех СМИ тем, что у вас в городском самоуправлении происходило явное противостояние мэра и оппозиции. То его снимали, то вновь Рихард Эйгимс оказывался на посту градоначальника. В конечном итоге в мэрии чуть не воцарилось двоевластие, как отметил тот же Эйгимс. Что на самом деле происходило, и чем завершилась вся эта история?
-В итоге этих событий 8 депутатов проголосовали за отставку г-на Эйгима и избрание нового мэра, которым стал Янис Лачплесис. И если такая коалиция из 8 человек сохранится, то все четыре года будет работать Лачплесис. Но и у г-га Эйгима была коалиция из 8 человек, однако один из них вышел из команды бывшего мэра и присоединился к нам. Мы изначально понимали, что перевес в один голос – отнюдь не мирное сосуществование. Тем более, что выбора в самоуправления Даугавпилса прошли без безусловной победы какой-то партии. Наш список взял 5 голосов, 5 мест, Эйгима список взял столько же. Поэтому стабильности не было. Сегодня ее тоже нет. Но я очень надеюсь, что уравновешенной, целеустремленной работой мы докажем остальным 7 депутатам, что с нами можно работать и мы призываем присоединиться их к нашей коалиции.
Не скажу, что у нас в ходе этой борьбы происходили какие-то кровавые драмы. Знаете, почему в Риге так видится ситуация? Кстати, если в Риге или Юрмале, где постоянно меняется мэр, происходит подобное, то это воспринимается, как должное. Здесь, вроде, кипят столичные страсти. А мы - тихая периферия, чуть не Дальний Восток. Поэтому для многих было неожиданностью то, что у нас произошла смена мэра, спустя несколько месяцев после его избрания. Мне очень жаль, что мой коллега по депутатству, г-н Эйгим не понял главное, что надо было развивать и продолжать то хорошее, что было начато предыдущим составом мэрии, а не проводить кадровую чистку. При Эйгиме было ощущение, что действует пресловутая «тройка», и решает судьбу специалистов. Эта чистка привела к тому, что озлобились люди, и многим горожанам было не понятно, почему специалистов высокого ранга вдруг снимают. Такими специалистами было неумно разбрасываться. У нас в Даугавпилсе не так уж много хороших специалистов, особенно владеющими несколькими языками. Я очень хотела бы, чтобы г-н Янис Лачплесис установил в думе рабочую атмосферу, чтобы на первом месте было дело, а не партийная принадлежность.
-Г-н Эйгимс не впервые избирался мэром Даугавпилса. Значит, в свое время он показал себя хорошим хозяином города, если за него проголосовали и летом нынешнего года многие избиратели?
-Да, он был мэром в 2001 году, и был снят с этого поста в 2003 году. К сожалению, стиль работы г-на Эйгима не поменялся за эти годы, а в период кризиса непозволительно делать такие просчеты, и ошибки, какие допускал Эйгим. Его действия были направлены не на конструктивную работу, а на разброд. Во-вторых, не может быть мэр столь легкомысленным в отношении городского бюджета, городского хозяйства, мэр должен иметь хорошие контакты со всеми политическими республиканскими силами и министрами, которые представляют разные партии. Но это ему не удавалось.
-Кстати, о хозяйствовании в Даугавпилсе. Только что появилась информация, что в Даугавпилсе из-за долгов самоуправления светофоры города могут перестать работать. Что, теперь улицы не будут регулироваться?
-История простая, до обидного. Владелец компания является членом городской партии, которая находится в оппозиции в г-ну Эйгиму, и не смотря на то, что фирмы совершенно законно выиграла конкурс на обслуживание светофоров, озеленение города, проведение разметки безопасности, согласно которому договор заключен за пять лет, кампании в течение трех месяцев не проплачивались деньги за выполненную работу. А это более 130 тысяч. И все потому, что руководитель предприятия не был однопартийцем Эйгима. Но все равно светофоры не отключались, то есть, по сути, эта кампания спонсировала городской бюджет. Но я знаю, что Янис Лачплесис уже разобрался в ситуации и начал погашать эти долги.
-И еще одна проблема города. Недавно министерство культуры заявило, что в Латвии слишком много театров, поэтому наиболее непрофессиональные и слабые надо закрывать. Среди тех, кто в первую очередь предполагается закрыть – Даугавпилсский театр, уникальный в своем роде. Он помнит Михаила Чехова и Михоэлса, Рощина и многих других...
-Это самый старый театр в Латвии, в Риге еще не было никаких театров, а в нашем городе уже был.
-Понятно, что у самоуправления лишних денег нет, но сможете ли вы помочь ему выжить?
-Совершенно согласна, что театр должен жить. Нет города, если в нем нет театра. В 60-е годы театр закрывали на время. И сейчас, как в любом творческом организме, там есть небольшой кризис. Но он не столь глубокий, чтобы его не пережить. Театр наш уникальный, в нем играют на двух языках, там две труппы . Кроме того, в свое время поддерживали восстановление театра Имант Зиедонис, Янис Петерс, ни у кого не было сомнения в том, что в Латгалии нужно поддерживать национальную культуру и способствовать сохранению русского языка. Это очень важно. Ведь у нас в Латгалии огромное количество русскоязычных жителей. А сейчас администрация от министерства культуры заявляют, что наш театр плох. Что значит, плох? А кто из этих чиновников бывал в нашем театре? Нас упрекают, что в театре мало зрителей. Понятно, что мы не можем соревноваться с рижскими театрами. По уровню доходов наше население на несколько порядков ниже, порой нет денег и на корку хлеба, не то, что на поход в театр. И тем не менее, театр посещают, и актеров знают. И заявлять безаппеляционно, что театр не нужен – глупо. Это значит, лишить огромные регион театрального творчества. Почему все театры должны быть в Риге и ее округе? И, конечно, мы будем поддерживать наш театр, и сделаем все для этого. Интересно, кто будет ездить по латгальским деревням с гастролями? Не Дайлес же театр? А кто будет на латгальском языке играть? А наши все это могут и, надеюсь, будут делать впредь. Нельзя принимать решения по-чапаевски. Мы будем все-таки разговаривать с министром культуры. Понимаю, что денег нет, что надо сокращать сферу культуры. Но все-таки хотелось бы посмотреть, как ревизору, на все культурное хозяйство Латвии. Почему в Риге, Лиепае и других городах все сохраняется, а в Даугавпилсе все должно быть закрыто?
-Латгалия очень многонациональна – у вас живут русские, поляки, белорусы, латгальцы, латыши. Трудно вашим политикам набирать себе очки без национальных противостояний....
-Да, на этом политики у нас не сделаешь. И нас можно только хозяйственными вопросами, хозяйственными делами доказать, можешь ли ты работать в самоуправлении. У нас приоритетные разговоры в населении – почему нет больших заводов, которые были раньше. Даугавпилс был некогда производственным городом, люди хорошо зарабатывали. А теперь остались буквально обломки от того, что было. Понятно, что люди, в первую очередь, упрекают самоуправление и мэра, почему в городе не открываются новые предприятия?
-Интересно, что не смотря на кризис, показатель уровня безработицы в Даугавпилсе почти такой же, как в Риге, то есть не самый высокий. Как вам удается это? У вас создаются новые рабочие места?
-В последнее время рабочие места не создаются, как и везде в Латвии. Но у нас есть очень большой работодатель – латвийская железная дорога, которая дает работу 3 тысячам людей. Все те заводы, предприятия которые есть в городе, не смотря на то, что и заказов меньше, и продать произведенную продукцию труднее, не увольняют рабочих, стараются сохранить людей, правда, при меньшей зарплате. Та же строительная индустрия у нас очень большая, но сейчас заказов, кроме, как самоуправленческих, причем за деньги Евросоюза, нет. Но строительство пока дышит.
-Самоуправление города должно думать не только о сегодняшнем дне Даугавпилса, но и о его будущем – как он будет развиваться, как будет выходить из кризиса. Вы географически находитесь рядом с Россией и Белоруссией, с которыми исторически существовали экономические отношения. Как дела обстоят сегодня?
-Думаю, это реальная перспектива, активизировать экономические отношения с соседями. Пару лет назад мы проводили экономический форум, на который были приглашены ведущие бизнесмены России. Это дало небольшие ростки взаимного сотрудничества. Быть на границе и не использовать возможности сотрудничества – глупо. Я знаю, что сейчас ряд даугавписских бизнесменов ведет работу над очень серьезным проектом по взаимодействию с крупными инвестиционными кампаниями России. Я пока не имею права называть суть проекта. Но это вселяет надежду на то, что наш большой сосед наших бизнесменов примет в свои промышленно-торговые объятия, То же самое и с Белоруссией. Наши предприниматели проторили тропинку в Витебскую область. Они изучают возможность организацию своего бизнеса там.
-А что может заинтересовать Россию или Белоруссия у нас?
-Как говорят российские бизнесмены, мы находимся на дальнем востоке ЕС, мы являемся мостом между Евросоюзом и странами СНГ. И это дает возможность, производя продукцию на территорию Даугавпилса и продавая ее, уже использовать марку Евросоюза. Говорят российские и белорусские бизнесмены, что у нас очень качественные работники – начиная от простых раболчих до инженерных сотрудников, люди наши более дисциплинированы. И еще важна языковая среда. Все-таки в Даугавпилсе звучит 4 языка, в том числе и польский. Поэтому мы и полякам интересны.
-Звонок в студию: г-жа Строде говорит, что все хорошо и прекрасно. Я, как бывший житель Даугавпилса, могу сказать, что при вас, г-жа Строде, все пришло в упадок. Молодежь уезжает в Ирландию. К примеру, асфальтобетонный завод прекратил работать только потому, что его директор не был Вашим сопартийцем.
-Вот это беда Даугавпилса – молодой человек не в курсе дел своего родного города, он даже не знает, что этот самый завод продолжает успешно работать. И не задача самоуправления заниматься бизнесом, задача самоуправлений - создавать возможность бизнесменам заниматься и создавать бизнес-структуры. Город развалился? Кстати, из Даугавпилса не в Ирландию уезжают работать, а в Англию. И многие уже вернулись. Я только что рассказала, что железная дорога у нас развивается. Между прочим, стали в городе работать несколько новых заводов. Молодой человек, видно, не часто бывает в Даугавпилсе, и узнает о своем городе из некоторых интернет-сайтов. А там обычно говорят, что город в полной тьме, и у нас чуть ли не медведи ходят. У нас и большинство школ уже отремонтировали, и театр, как куколка, и промзона ожила, компания Белмаз открывает совместное предприятие с Сименсом. Датское предприятие открыло небольшое производство. И если в Даугавпилсе нет больших заводов, где работает 3-4 тысячи человек, то, значит, у нас производства нет? У нас много небольших предприятий, которые и способствуют тому, что безработных у нас меньше, чем в той же Лиепае. Конечно, все равно у нас не так хорошо, как хотелось бы. Но это со временем можно решить.
-Сегодня очень многие недавно вполне благополучные жители оказались на грани выживания. Как самоуправление помогает малоимущим?
-У нас 17 видов различных социальных пособий. Отдел социальной помощи всегда помогал, не зависимо от того, какой мэр у руля. Мы помогаем оплатить коммунальные услуги, делаем выплату гарантированного прожиточного минимума, у нас большие скидки в общественном транспорте – пенсионеры ездят с 50-% скидкой. Правда, сейчас мы были вынуждены отменить бесплатный проезд первоклассникам. Однако новый мэр Янис Лачплесис решил все-таки найти возможность вернуть бесплатный проезд первоклашкам.
-Звонок в студию: я бывший житель Даугавпилса, теперь много езжу по разным городам, и могу сравнивать. Убежден, что Даугавпилс, благодаря своему географическому положению, даже в кризис мог бы процветать. Значит, такая ситуация создается искусственно. Скажите, есть ли у вас какие-то стратегические планы в отношении экономики Даугавпилса? И в чем причина, что тот же Вентспилс сегодня с высоким уровнем развития, а Даугавпилс всегда в состоянии изгоя в экономическом смысле.
-Категорически не согласна, что Даугавпилс в положении изгоя находится. Все совершенно не так. Сравнивать Вентспилс с Даугавпилсом трудно, Вентспилс – портовый город, во всем мире порты живут более благополучно. Если говорить о перспективе, Вы правы, что у нас отличное географическое положение. Мы должны активно развивать логистику. У нас, конечно, нет порта, нет полезных ископаемых. Но у нас железная дорога, у нас шоссе связывает с Россией и Белоруссией. Мы буквально сейчас будет проводить конкурс по привлечению инвесторов по созданию в Даугавпилсе аэропорта. При этом мы думаем о грузоперевозках. И еще Клондайк для развития города – наша крепость. Слава Богу, практически все вопросы, связанные с ее реконструкцией решены. Все это, несомненно, сделает Даугавпилс популярным и привлекательным для очень многих.