18.03.2010 14:00
Елена Рыковцева: В один прекрасный день
случились таможенные послабления для посылок из-за рубежа. Это
немедленно повлекло за собой увеличение численности таковых посылок.
Народ в борьбе за более дешевый образ жизни стал гораздо активнее
отовариваться в иностранных интернет-магазинах. И настолько оживился
этот российско-западный товарообмен, что таможня перестала справляться.
Мощности этой самой таможни, расположенной непосредственно в Москве,
оказались не рассчитанными на столь бурный покупательский бум. И снова
пошел откат. Теперь иностранцы отказываются сотрудничать с Россией,
потому что не могут гарантировать покупателям доставку товаров в
оплаченный теми срок. Замораживает свою работу почта DHL, переносит открытие
российской версии крупнейший мировой интернет-аукцион Евау, где весь мир
покупает товары по самым выгодным ценам. Таким образом, даже та
небольшая категория российских граждан, которая имела возможность
экономить, делая покупки за рубежом, снова оказывается один на один с
дикими российскими ценами. Почему в России так дорого и как с этим бороться? Об этом мы
говорим в нашей программе. Точнее сказать, подхватываем тему, которой на
Первом канале посвятила свой фильм журналист Елена Дворникова. Фильм
прямо так и называется: "Почему все так дорого"? Это замечательно
интересная и очень полезная работа. Мы ее сегодня обсудим. У нас в
гостях также корреспондент
польской газеты Rzechpospolita
Юстина Прусс, у которой есть возможность сравнить цены в западных
магазинах, в российских, а также заместитель
редактора отдела потребительских рынков газеты PBK Daily Наталия
Копейченко. Вот тезис, которым Елена начинает свой фильм:
"Против россиян ведется ценовая война". Наташа, вы согласны с такой
постановкой вопроса? Наталия
Копейченко: Понятно, что мы покупаем вещи и продукты (мы это
видим) по ценам не тем, которые реально стоят эти товары. Продукты
поставляются компаниями по гораздо более низким ценам. Также и одежда,
которая к нам приходит откуда бы то ни было - из Европы, а в основном,
из Китая (Азия), конечно, она на местах стоит гораздо дешевле. Откуда
берутся цены, которые мы видим на прилавках, это большой вопрос,
который, я думаю, волнует всех...... Елена Дворникова: ... Сейчас
только, кажется, на лекарства теперь цена регулируется. А в фильме у нас
представитель ФАС открыто говорит, что на продукты питания, на одежду,
на бытовую технику, цены никак не регулируются. Антимонопольное
законодательство действует только тогда, когда есть угроза того, что
монополист на рынке сам диктует цены. Ну, а все остальное никак не
регулируется. Елена Рыковцева: Это мы и
считаем началом военных действий.
Елена Дворникова: Ну, военные действия…Ведь
почему война? Потому что это противостояние, то есть к нам не
относятся как к выгодным партнерам, когда мы приходим в магазин. Вот вы
приходите в магазин, и вы ведете сначала разведку. Потом вы берете
«языка»: спрашиваете - свежее или не свежее - у продавца. Потом ведете
бой на кассе… Елена Рыковцева: Он пытается
меня обхитрить при этом. Елена Дворникова: Скорее всего, при этом обманет. Конечно! Это же шпион, а шпионаж на войне –
нормально. Потом на кассе вы ведете бой, если вам неправильно пробили
чек. Елена Рыковцева: Весь ваш
фильм как раз призывает к бою. Для тех, кто не видел, история Даниила
Шутко связана с тем, что человек решил сверить ценник и чек, который ему
выбили. На ценнике цена была меньше, на чеке – больше. Он,
соответственно, попытался качать права и просить жалобную книгу. Его
просто побили. Вместо жалобной книги он получил в глаз. Мне эта история
очень знакома. Я очень благодарна Елене, что она научила нас, что есть
закон, который обязывает вас требовать той же оплаты, что нарисована на
ценнике, потому что это называется "публичная оферта". Вам предъявили
цену, и вам обязаны продать товар по этой же цене! Расскажу две истории из своей
покупательской практики. Когда я покупала какие-то настольные часы, то
на ценнике увидела одни цифры, а когда выбили чек – оказалась другая
цена. Я не знала этого закона, о котором я узнала в фильме, я интуитивно
чувствовала, что что-то не так. И сказала – нет, я хочу оплатить по
ценнику. Мне сказали – ждите менеджера. Пока я ждала менеджера, я
сфотографировала мобильным телефоном этот ценник на всякий случай, опять
же интуитивно. Пришел менеджер и сказал, что наш продавец не успел
поменять ценник. Лена кивает… Елена Дворникова: Это классическая история. Наталия
Копейченко: Обычная история. Елена Рыковцева: Не успел
поменять ценник. Я сказала, что меня это не касается. Я сфотографировала
старую цену и хочу платить по ней. На что он сказал – тогда продавец
заплатит вам разницу из своего кармана, потому что это он не поменял
ценник. Он рассчитывал, что я сейчас сжалюсь: бедный
мальчик, у которого маленькая зарплата. Но я не разрыдалась и взяла эти
деньги. Но когда история произошла со мной уже во второй раз в
продуктовом магазине, когда на чеке оказалась большая цена, чем в чеке и
мне сказали, что мы ошиблись, мы не успели поменять ценник – хотите -
возвращайте товар, мне уже не захотелось второй раз лишать кого-то
личного заработка. Я сдалась. Елена Дворникова: На это все и рассчитано, что вы просто не будете с
этим связываться..... Юстина Прусс: Я не так
давно живу в России.... И мне
хочется по своему личному опыту подтвердить одну вещь. Эти книги жалоб
очень часто остаются последним спасающим фактором. Мне причину этого
кто-то однажды объяснил. Оказывается, и продавцы, и официанты, и
владельцы всяких заведений очень сильно этого боятся. Видимо, там есть
какие-то серьезные последствия, нужно, например, потом платить кому-то
взятку, чтобы от инспектора какого-то отвязаться или кого-то еще. А
значит, это такая вещь, которая может сделать чудо. Когда к тебе
относятся плохо, когда твои права нарушают, ты просишь эту книгу. И
действительно, все может поменяться в лучшую сторону, потому что это
эффективно. Видимо, здесь присутствует страх, в этой реальности – самый
эффективный фактор. А если говорить вообще о ценах и о том, что они
очень часто отличаются оттого, что написано в чеке, я это знаю. Просто
иногда мне не хватает времени, чтобы этим заниматься. Я могу не
бороться, а просто уйти или отказаться от товара. Мне не хочется
связываться или объяснять людям, что это не цивилизованно, ненормально,
это странно очень. Просто иногда нет сил и желания. Елена Рыковцева:.... Я хочу спросить у вас, Юстина. Вот эти безумные наценки, абсолютно ничем не мотивированные,
которые существуют в российских магазинах. В Польше такое возможно, что
любая цена назначается на товар? Юстина Прусс: Нет, конечно, это невозможно.
Мне кажется, это вообще мало, где возможно. Это просто какая-то
чудовищная, ненормальная ситуация, странная. В Польше такого быть не
может, потому что у нас, во-первых, люди очень чувствительно относятся
ко всяким попыткам надуть их. Они будут спорить. Конечно, может быть, не
все, но, наверное, большинство. Я говорю по себе, по тем, кого я знаю,
потому, что я вижу. Конечно, какие-то попытки что-то там сделать, может
быть, могут быть, но такие вещи, как 100%, 300% наценки - это просто
нереально. Люди это вычислят, так или иначе. Ведь у нас на ценниках цены
могут быть в разных валютах европейских. Человек может легко посчитать,
что его пытаются обмануть, если вдруг там будет другая цена. Поэтому
такое, конечно, может быть, но это очень маловероятно. Елена Рыковцева: Как я видела только что в игрушечном магазине
иностранную собачку, на которой осталась наклейка: 9 фунтов, а продают
ее за 800 рублей. Кто знает курсы валют, понимает, что 9 фунтов – это
совсем не 800 рублей, а гораздо меньше. ..... Наталия Копейченко: Любой
непродуктовый ритейл, любая торговля не продуктами совершенно никак у
нас не регулируется. Поэтому вычислить – сколько реально, по какой цене
закупили, допустим, технику в Азии, вы не сможете никогда. А везти ее
оттуда вам тоже невыгодно, потому что в отличие от одежды, которую вы
можете привезти из-за границы, из Японии тащить телевизор вы не будете, и
смотреть его с иероглифами тоже вряд ли вам захочется. Елена Рыковцева: Это правда.
И платить в аэропорту. Наталия Копейченко: И растаможку. Единственное, по поводу размера наценки.
Конечно, нельзя говорить, что ритейлеры получают пятикратную выгоду на
этом все. Это не все идет в карман торговых сетей, потому что надо
понимать, что эти компании работают в нашей стране. Есть такие вещи как
откаты. Был недавно скандал с "Икеей", когда выяснилось, что магазин был
подключен к электросетям при помощи взятки. Я думаю, что российскую
компанию подобная вещь не удивит, потому что все привыкли к тому, что
все делается при помощи денег. Европейцев же это шокирует. Потому что
они привыкли, что все должно быть цивилизовано. У нас же каждый шаг,
который проходить торговая сеть – будет она строить магазин, будет она
его арендовать, с поставщиками она будет договариваться –
это какие-то определенные затраты. Ритейлер не будет же работать
себе в убыток. Он все эти затраты перекладывает на потребителя. В итоге
это закладывается в конечную цену товара. Елена Рыковцева: Елена, я бы
вот к чему придралась в вашем фильме. Вы собираете по нескольким
магазинам товары, которые продаются со скидкой, и отправляете их на
экспертизу. Экспертиза показывает, что, по крайней мере, половина этих
товаров не годится к употреблению. Кишечная палочка и т. д. Но я про
себя подумала, что если собрать точно также товары, которые продаются
без скидки, то боюсь, картина была бы той же. Елена Дворникова: Дело в том, что эта
история демонстрирует тезис о том, в чем признались сами ритейлеры,
когда они говорили не о себе, а о других ритейлерах – что они
по этим сниженным ценам изначально закупают товар, который, грубо
говоря, продать уже можно только на вторсырье, то есть у него осталось
2-3 дня срока годности..... Мясо, как написала
лаборатория,
сомнительной свежести.. Елена Дворникова: Хочу сказать в защиту российского потребителя.
Потому что это мы с вами, поэтому и в защиту. У нас все эти проблемы не
потому, что мы какие-то совсем странные люди, идиоты….... Я хотела
сказать, что все проходили этот этап определенный. Чем чаще мы будем обращать внимание на какие-то вещи, когда нас
обманывают, пытаются обмануть, замечать это, тем быстрее мы пройдем
этот этап. Этот этап был везде – и распродажи нецивилизованные, где
сначала поднимают цену, а потом делают вид, что сделали скидку, и обманы
на распродаже, где написано 70% скидка, ты пересчитываешь, и
оказывается, что они предлагают всего 60. Кстати, здесь действует тот же
принцип публичной оферты - вы должны потребовать именно 70 процентную
скидку. Это
все было на Западе. Люди так же, как и мы сейчас, отстаивали свои права,
снимали такие же фильмы, проводили такие же расследования, обращались в
такие же организации, жаловались, писали куда-то, чего-то добивались. Елена Рыковцева: И пришли к
тому, что теперь тамошних покупателей этим хитростям учить не нужно –
хитростям обороны от торговли. Елена Дворникова: Да. Там уже и войны-то
нет. Там начинают с тобой сотрудничать, начинают с тобой договариваться,
начинают тебе что-то реальное предлагать, выгодное. Я, собственно, за
это, как и все потребители. Елена Рыковцева: Там ведь
как? Вы приходите в магазин, например, британский, вечером в пятницу.
Магазин закроется на два дня – до понедельника. Поэтому вы знаете, что
сейчас вы все эти салаты, все эти готовые блюда купите с большой
скидкой, потому что не будут они уже их две ночи держать. Люди-то и
приходят в пятницу вечером в западный магазин, зная, что он еще
качественный, этот товар, но скидка на него потому, что магазину
выгоднее его сейчас вам продать подешевле, чтобы потом его просто не
выбрасывать. Вот и все, что вы знаете. И это нормально..... Елена Рыковцева: Я хочу
спросить вас, Елена, вот о чем. Несмотря на то, что такие сложности
сейчас происходит с интернет-покупками, такие
осложнения с таможней, вы призываете делать ставку на интернет. У вас в
фильме есть, например, замечательный молодой человек, который
примеривает на себя вещи в магазинах России, переписывает артикул и
заказывает точно такую же вещь, подходящую ему по размеру, где-нибудь в
Англии в аналогичной сети. По интернету он даже с учетом доставки
получает это в два раза дешевле, чем если бы он купил в Москве. Но таким
образом рекламируя интернет-торговлю, вы перегружаете таможню своими
собственными руками, призвав всю страну делать
покупки через интернет, вы, таким образом, блокируете эти покупки. Вам
не страшно? Елена Дворникова: Мне как журналисту было бы странно узнать такую
возможность покупки через интернет и никому о ней не рассказать. У меня
работа такая – узнать что-то интересное и рассказать. Когда мы
рассказывали эту историю, у нас были сомнения. Хотя призывать людей
ездить за покупками за границу еще более странно. Но у нас все-таки не
настолько люди подвижные именно в интернете, чтобы совершать покупки
через него в огромных масштабах. Поэтому это была просто попытка
рассказать, что если вы поищете, то найдете варианты более справедливые.
Не дешевые! Мы не говорим о дешевой. С одеждой странно говорить, что
давайте все дешево нам продадим. Нет. А справедливую цену. Ту – сколько
эта вещь стоит. Если над этим задуматься и поискать какие-то пути, они
есть – либо через интернет, либо поехать на шопинг, либо договариваться с
продавцом. Ведь вот этот еще мальчик, который таким образом покупал,
очень интересную вещь сделал. Он написал в Книгу жалоб – почему у вас
так дорого? Елена Рыковцева: Молодец! Елена Дворникова: Мы никогда не пишем в
Книгу жалоб. Мы про хамство можем написать, про просрочку. А "почему у
вас так дорого" мы никогда не спросим. Елена Рыковцева: Очень
интересно, очень! Потому что Юстина перед нашим эфиром поделилась своим
наблюдением: русский человек стесняется сказать - дорого. Когда к вам
подходит продавец и говорит – вы берете, вам подходит? – вы никогда не
скажете, что дорого. Вы скажете – не подходит цвет, что-то с размером не
так. Вы стесняетесь сказать, что дорого. Казалось бы, откуда в нас это?
.... Предложение
намного меньше спроса. Больше людей хочет купить,
чем есть вещей....
Елена Дворникова: У нас 80% - сети, которые
платят взятки. Я за их взятки расплачиваюсь за хлеб. Зачем мне это? Это
не оправдывает их. Хотя они этим оправдываются часто. Они говорят – у
нас аренда дорогая, мы черным откатом туда. У нас таможня дорогая – мы
черным откатом туда. Я верю вам всем, дорогие мои друзья, но не хочу за
вас платить. Елена Рыковцева: "В России
все говорят – никто не работает. Годовой рост чиновников и их зарплат –
100 тысяч. Они грабят и живут глянцево. Электорат за все это платит", -
так пишет Ян. "Я покупаю на рынке. И как практический врач имею
психологические навыки – торгуюсь. На одну треть сбить цену удается
минуты за 2, иногда в три раза минут за 15-20. Просто надо уметь
торговаться". Ну, ведь магазин же не рынок все-таки. "Демократия – это диктатура
частного торговца", - формулирует нам Геннадий Георгиевич из Москвы. "Я лучше выброшу продукты, чем
снижу цену", - пишет владелец магазина. Елена Дворникова: Война.... Елена Рыковцева: Мы
завершаем нашу программу на том, что мы на войне и что нужно бороться.
http://www.svobodanews.ru/content/transcript/1987775.html
|