Возвращение музейных ценностей для использования по первоначальному предназначению - яркий признак одичания общества.
Мы
привыкли говорить о величии русской культуры. И если какой-нибудь
невежественный иностранец спросит, а в чем, собственно, заключается
величие вашей культуры, мы, конечно, найдем, что ему ответить. Мы
скажем, что наша культура – это Пушкин и Гоголь, Толстой и Достоевский,
Малевич, Эйзенштейн и так далее.
И будем неправы.
Потому
что имена этих мастеров говорят об уровне литературы и искусства. А
уровень культуры определяется вещами куда более простыми. Например, как
одеты дети? В чистоте ли содержатся общественные туалеты? Как ведут
себя пешеходы на улице?
И еще одним определяется уровень
культуры. Любое общество в процессе своего развития осознает некоторые
объекты как подлежащие изъятию из повседневного обихода с целью их
сохранения и передачи следующим поколениям. Для этого обществом создан
институт музеев. И чем шире круг предметов, осознанных как ценности,
тем выше культура общества.
Положение музеев – точный индикатор
состояния культурного здоровья. Если музеи активно пополняются – чего у
нас в стране не наблюдается уже много лет – значит, культура здорова.
Если нет – это признак болезни. А если начался процесс демузеификации –
то есть, возврата памятников для использования по первоначальному
предназначению – например, сервизов ХYIII века в рестораны, икон в
церкви – это уже не болезнь, это ближе к моргу.
Если, скажем, во
Франции какой-нибудь бизнесмен заикнется о желании взять из Лувра
"Джоконду" и повесить у себя в спальне, за ним сразу вышлют санитаров.
У нас православный миллионер хочет взять из главного национального
музея шедевр ХIII века и повесить в им построенной церкви.
Правительство вместо санитаров отправляет к нему экспертов для проверки
условий хранения, а общественность и пресса начинают всерьез обсуждать
такую возможность. Раз так, значит, лечить надо общество в целом.
Потому что имена этих мастеров говорят об уровне литературы и искусства. А уровень культурыопределяется вещами куда более простыми. Например, как одеты дети? В чистоте ли содержатся общественные туалеты? Как ведут себя пешеходы на улице? На известном портале за такие слова автора бы закидали... Нет, не цветами...
Я, прошлым летом, побывал в краеведческом музее. Такое современное, жутко-страшное здание. Значит, сначала там были чучела местных животных, в следующем зале - быт местных народов (посуда одежда и т.д). А третий зал посвящен почти современности. Даже макет хрущевской кухни воссоздан. (Можно подумать, сейчас все в особняках живут... Еще не одно поколение в этих хрущевках родится). И всякое барахло, которое у нас в детстве было: точилка с рыбкой, ручки, одежда -в общем, всякая дребедень. И я подумал: это же сколько музейных экспонатов мы выкинули на помойку?!
Вещи, которым больше, чем 20 лет, считаются антиквариатом, их уже покупают для коллекций. А Вы, Лаурис, антиквариат выбрасываете, ведь рыбка в виде точилки через какое-то время будет стоить целое состояние!
Белки, барсуки, медведи. Пушные всякие. И птички. Ясно. Они в музее и останутся - вряд ли их передадут в частную коллекцию. А вообще - грустно все это...