Два десятилетия подряд жители Дании неизменно занимают первое место в мире по степени удовлетворенности личной и общественной жизнью. Как им это удается? "Дания – страна, густо населённая велосипедистами" – такое определение знаменитый датский карикатурист Херлуф Бидструп некогда дал своим соотечественникам. Шуточное – но клише, разумеется. И таких клише в отношении к Дании много: страна викингов, Русалочки и Андерсена, пива, игрушек Legо – всего и не перечесть. А какой же он на самом деле – среднестатистический датcкий житель, или, как говорят здесь, господин и госпожа Danmark? Ответить на этот вопрос помогает официальный сборник "Statistisk Årbog", имеющий достойную репутацию – первый такой справочник увидел свет в Дании ещё в 1896 году и с тех пор выпускается ежегодно. Согласно ему, среднестатистических датчан образца 2009 года зовут Анне и Йенс Йенсен и состоят они в браке уже пять лет. У нашей условной пары двое детей. Если супруги стали родителями в прошлом году, то, скорее всего, они назвали малыша Матильда или Лукас – во всяком случае, именно эти имена были наиболее популярными в 2008-ом. Велика вероятность того, что отношения Анне и Йенса переживают в настоящий момент серьёзный кризис: согласно статистике, большинство разведённых пар в Дании приходят к решению расстаться после 5 лет семейной жизни. Однако у четы Йенсенов есть хороший шанс избежать этой грустной участи, поскольку пять из шести супружеских пар благополучно преодолевают опасный период. Йенсу, как утверждает справочник, 39 лет, а Анне 41 – таков средний возраст датских мужчин и женщин, но жизнь вносит свои коррективы: в реальности жених в первом браке, как правило, на пару лет старше невесты. – Одной из характерных черт современных датчан является то, что я бы назвала "поздним стартом", – говорит датский социологХелен Бисгорд. – Мои соотечественники завершают своё образование, вступают в брак и заводят детей гораздо позже, чем это было принято раньше. По сравнению с 1970 годом средний возраст первородящих датских мам увеличился на целых пять лет – с 23,7 до 28,7. Аналогичным образом увеличился почти на восемь лет и средний возраст вступления в первый брак: среднестатистической датской невесте сегодня 30,5 лет и 33 года жениху. По мнению социологов, есть два объяснения такой тенденции. Первое лежит на поверхности: в индивидуалистическом обществе люди испытывают стресс, сталкиваясь с необходимостью сделать правильный выбор, и вполне естественно, что им надо больше времени для размышлений. Другая же причина кроется в стабильности и процветании датского общества: молодые датчане могут позволить себе не торопиться, поскольку не зависят от финансовой поддержки родителей и спокойно могут заняться своим образованием с тем, чтобы обеспечить себя в будущем. Но вернёмся к семейству Йенсен. Оба супруга работают в частном секторе. При этом, чтобы добраться до работы, Анне ежедневно проделывает путь в 15 км на семейном "Фольксвагене". Йенсу ехать несколько дальше, 21 км. Правда, если работа у него есть: в настоящее время у датских мужчин больше шансов оказаться в очереди на бирже труда, чем у женщин. С другой стороны, работающий Йенс зарабатывает больше жены примерно на треть, его зарплата – 64 000 долларов в год против 46 000 у Анне. Большая часть семейного дохода после уплаты налогов идёт на покрытие ипотеки и потребительских кредитов, откладывать на "чёрный день" Йенсенам удаётся совсем немного. – В 1922 году средняя датская семья с тремя детьми тратила на еду 38 процентов семейного бюджета, или 8 400 долларов в год, если считать в нынешних ценах, – комментирует статистические данные социологХелен Бисгорд. – На питание у современной датской семьи с двумя детьми уходит 8 600 долларов в год, что составляет лишь13 процентов семейного бюджета. То есть на еду мы тратим примерно столько же, однако на руках у нас остаётся гораздо больше денег для удовлетворения других жизненных потребностей – таких, как развлечения, модная одежда, отдых за границей. С другой стороны, в 1922 году на поездки и транспорт датская семья ежегодно тратила лишь 3 процента семейных денег, а в наши дни на те же цели расходуется уже целых 15 процентов. К этому следует прибавить, что именно в Дании конечная цена на продукцию ввозимых в страну автомобилей бьет все мировые рекорды: взимаемый государством налог увеличивает первоначальную стоимость машины практически втрое. Поэтому не вызывает удивления любовь датчан к педальному транспорту – за год среднестатистический житель Дании накручивает на велосипеде 954 км; в соседней Германии, к примеру, эта цифра составляет лишь 298 км. Активный образ жизни наилучшим образом сказывается не только на семейном бюджете, но и на здоровье. Возвращаясь к супругам Йенсен, отметим, что Анне проживёт дольше мужа на четыре года – средняя продолжительность жизни датчанок составляет 80 лет. А у среднестатистического Йенса Йенсена впереди еще 37 лет жизни, из которых, согласно статистике, 33 года он будет здоров. И напоследок – результаты ещё одного социологического исследования, которое проводили совсем не датчане. Как утверждают эксперты всемирной Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), вот уже два десятилетия подряд жители Дании неизменно занимают первое место в мире по степени удовлетворенности личной и общественной жизнью. При этом самой счастливой нацией в мире датчан делает не уровень материального благополучия, а взаимное доверие.
А что тут странного, что датчане самые счастливые. Ясно же написано, что у них мало автомобилей. А автомобиль - это источник постоянного стресса. С тех пор, как каждый желающий получил возможность приобрести какую-нибудь шушлайку, все стали дергаными, нервными и злыми. Да и в самом деле, разве можно жить спокойно, когда тебя в любую секунду может переехать какой-нибудь придурок, а под окнами стоят эти вонючие консервные банки? Однозначно, что нет! Поэтому, чтобы все были счастливыми во всем мире, надо все машины пустить под пресс, а всем ездить на трамвае или на метро, у кого есть. Короче, едем все в Данию!